Блог компании «Санекст»
31 Октября 2016

Возможности диспетчеризации в современной системе учета энергоресурсов

Автор:
Администратор
main-2 Недавно САНЕКСТ начал сотрудничество с компанией Enviro – экспертом в области автоматизации и диспетчеризации энергоресурсов.
Во время конференции SANEXT в сентябре, технический директор компании, Сергей Лялин, рассказал нам об особенностях работы с системой АТМ и о том, каким образом теплосчетчики SANEXT участвуют в решении задач диспетчеризации. 

Также мы выяснили, какие преимущества получают жильцы домов, где используют автоматизированную систему снятия данных.

DSC04447

Добрый день, Сергей. Несколько слов о компании ENVIRO.

Компания ENVIRO занимается построением системы диспетчеризации разного уровня. Это может быть общедомовая, квартирная диспетчеризация, диспетчеризация муниципального образования и другие системы любого масштаба. Наши основные продукты – это система АТМ для поквартирной диспетчеризации, и «Энергоатлас»  – решение по диспетчеризации муниципалитетов.

Мы начали заниматься автоматизацией более 10 лет назад со сферы услуг и сервиса на рынке HoReCa. За это время у нас накопился большой опыт разработки программного обеспечения, который позволил успешно осваивать другие направления бизнеса. Несколько лет назад мы начали изучать вопросы диспетчеризации поквартирного и общедомового учета энергоресурсов, заинтересовавшись этой темой на волне интереса общества и властей к вопросам энергосбережения. 

Сначала мы пытались найти подобные решения на рынке, но потом поняли, что лучше  всего самостоятельно заняться разработкой системы учета энергоресурсов. Так появился  АТМ – софт для диспетчеризации поквартирного учета.  Наш опыт позволяет заниматься полным циклом решений, относящихся к диспетчеризации – это проектирование систем сбора и систематизации данных, монтаж, запуск проектов и сервисное сопровождение. Мы работаем в регионах как напрямую, так и через партнеров.

Кстати, для партнеров у нас разработана специальная программа, интересная им с точки зрения монетизации их деятельности.

Диспетчеризация  – это относительно новое понятие в  системе учета энергоресурсов. Расскажите нам об особенностях этого процесса.

Прежде всего, нужно разобраться с самим понятием диспетчеризации.

Система диспетчеризации (АСКУЭ – автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов)  позволяет считывать в режиме реального времени информацию о потреблении ресурсов со всех видов узлов учета.

Это относится к холодной и горячей воде, к тепловычислителям, к электрике и  газу.  Система позволяет получать нужные данные с узлов учета максимально быстро.

диспетчеризацияДелаю особый акцент на «максимально быстро», потому что только системы автоматизации и диспетчеризации позволяют в конкретный момент времени считывать информацию разом со всех узлов. Такой подход дает возможность свести энергетический баланс объекта, то есть баланс между тем, что пришло на объект и тем, что было израсходовано, и выявить потери – (общедомовые нужды и так далее) не расчетным методом, а методом снятия показаний.

 А как обычно происходит снятие показаний при отсутствии системы диспетчеризации?

По-разному. Первый вариант  – визуальный осмотр, самый распространенный в России метод.  Его сложность состоит в том, что пока мы идем  от одной квартиры в другую,  у нас одна из них потребляет ресурсы, а вторая – нет. Баланс свести невозможно.

Второй вариант – это использование оптической головки. Мы прикладываем к устройству специальное устройство и получаем данные на ноутбук или смартфон. Но этот метод также не освобождает от необходимости подходить к каждому узлу учета отдельно, что в конечном итоге, сказывается на точности данных.

Третий вариант – это использование автоматизированных и полуавтоматизированных методов сбора данных. Мы устанавливаем  передатчики к узлу учета,  и в определенный период сотрудник обслуживающей организации приходит со считывающим устройством, собирая данные по радиоканалу.

Отличительность  АСКУЭ состоит в том, что мы контролируем работу приборов в режиме реального времени: их работоспособность, ошибки, поверочные интервалы. Всё, что знает узел учета – знаем и мы.

Одной из функций теплосчетчиков SANEXT mono является его использование в диспетчеризации. Какова его роль в системе учета?

Системы диспетчеризации поквартирного учета стали развиваться не так давно. Это связано с тем, что организовать сбор показаний со счетчиков ГВС, ХВС и электричества стоило очень дорого. В большинстве случаев в домах стоят счетчики-вертушки, которые умеют только отправлять импульсный сигнал. Они накапливают архив, но не умеют передавать данные. Для того, чтобы организовать сбор данных со счетчиков ГВС и ХВС, нужно ставить «умное» устройство в каждую квартиру. Если есть техническое задание  на реализацию  диспетчеризации, в каждую квартиру устанавливается счетчик импульсов, что увеличивает стоимость системы в несколько раз. Это дорого и невыгодно.

Проблема высокой стоимости системы была решена с  появлением  квартирного  тепловычислителя. Такие производители, как САНЕКСТ, предусмотрели, что «умное» устройство теплосчетчика может также считывать данные  о потреблении холодной и горячей воды, хранить их и передавать дальше.

Таким образом, заменяя дорогостоящие «умные устройства» (счетчики импульсов) на теплосчетчики SANEXT, удалось снизить стоимость диспетчеризации в десятки раз.

Вот конкретный пример. Если раньше диспетчеризация могла стоить 10 миллионов рублей, то, с использованием теплосчетчиков SANEXT, её стоимость снизилась до 500 тысяч рублей. С появлением теплосчетчиков SANEXT,  диспетчеризация заработала с новой силой, стала доступной для застройщика. А еще мы научились считать дополнительный вид энергоресурсов – тепловую энергию, чего раньше никто не делал. Просто платили по квадратным метрам, не учитывая то, что каждый потребляет ее по-разному.диспетчеризация

Плюс к этому появились понятные стандарты на уровне монтажа и эксплуатации. Все стало доступно и просто. Счетчик SANEXT оснащен самым современным видом интерфейса для диспетчеризации – mbus. Такой вид интерфейса существенно облегчает деятельность монтажных организаций с точки зрения эксплуатации, и, безусловно,  является более дешевым устройством передачи данных .

Если говорить о конечном потребителе, какие  основные преимущества от системы диспетчеризации получают жильцы квартир?

Преимуществ много. Жильцам не нужно самим сдавать показания. Конечно, вы можете сказать – и что здесь такого? Но обратите внимание – государство каждый день ужесточает требования к тому, сдаем мы показания или нет. Не сдаешь – плати по среднему показателю или по нормативам, что выходит дороже.

Собираемость показаний в среднем по России – 20%. То есть вместо 100% , управляющая компания получает 20% показаний. В какой-то месяц можно забыть подать показания вовремя, соответственно, жильцы влияют на эту статистику прямым образом.  А данные нужно собирать стабильно каждый месяц, чтобы свести баланс между потреблением в квартирах и общедомовыми нуждами. Каким образом посчитать общедомовые нужды, если нет понимания, сколько потребляет конкретная квартира? В итоге, жильцы получают  непонятные счета с общедомовыми нуждами, которые завышены, поскольку все делается с запасом. Так что и здесь поквартирная диспетчеризация может сработать в их пользу.

Немаловажный аспект –  выявление воровства. Например, как-то с помощью системы учета мы выяснили, что одна бабушка платила за сварочный аппарат, который был подключен в другой квартире. Ее потребление электричества сократилось в 1000 раз. Получается, что кто-то потребляет ресурсы, которые должны пойти на общедомовые нужды и поймать таких людей практически невозможно без хорошей системы диспетчеризации.  

Система диспетчеризации позволяет наблюдать в режиме реального времени, кто потребляет ресурсы, откуда появляются  общедомовые нужды, и таким образом, исключается возможность воровства.

Или еще пример. Если кто-то поставил «магнит» на счетчик воды, мы это видим, поскольку электроэнергия расходуется, горячая вода расходуется, а холодная – нет. Система это увидела и сразу дала сигнал. И узнаем это мы не через полгода, а на следующий день, как только проявится разбалансировка. Подобная ситуация и с выходом из строя узла учета. Если он находится внутри квартиры или даже в общедомовом узле, увидеть, что он сломался  – невозможно. Для этого нужно отследить динамику вручную, чтобы понять, что «вертушка»  перестала работать. Данные не поступают от прибора учета, и управляющая компания заметит это только через несколько месяцев. А с нашей системой диспетчеризации об этом станет известно почти сразу.

Без контроля невозможно управление в любом процессе. Диспетчеризация дает этот самый контроль над энергопотреблением как квартиры, так и целого дома.

DSC04358

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика }