—Кирилл, здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, чем Вам запомнился 2017 год в строительной отрасли? Какие позитивные и негативные тенденции можете отметить?
Здравствуйте. В 2017 году стабилизировался валютный курс, поэтому стоило бы от этого года ожидать и стабильной прибыли. Однако многие участники рынка отмечают резкое снижение доходности бизнеса. Это связано, прежде всего, с уменьшением потребительского спроса на квартиры. В 2017 году не было ажиотажа на покупку жилья, как в прошлые годы кризиса. Потребитель выбирает квартиры уже более аккуратно и не спеша.
На фоне этой тенденции, предложений на рынке новостроек стало больше, что усилило конкуренцию между застройщиками. Для успешных продаж квартир в минувшем году активно использовались различные маркетинговые схемы (скидки, акции), так как основным фактором для принятия решения потребителями была и остается цена.
В связи с тем, что застройщики активно конкурировали по цене, возросло давление на участников всей цепочки цикла строительства - как на монтажников, так и на производителей в плане снижения стоимости на свои продукты и услуги. Могу отметить, что, если раньше при заключении сделки имели большее значение технические особенности продукта и сервисы (например, техническая поддержка и пр.), то сейчас ценовой фактор это главное.
—Как ситуация на рынке повлияла на САНЕКСТ и внутренние процессы?
Из-за того, что началось давление на производителей по цене, снизилась предсказуемость продаж. А конкурентная борьба достигла своего пика. В 2017 году значимо увеличился объем ресурсов, который мы тратим на заключение одной сделки. Изменилась и ситуация в регионах. Многие участники рынка были вытеснены конкурентной борьбой. Однако для САНЕКСТ в регионах ситуация в минувшем году складывалась благоприятно – мы стабильно работаем во многих городах и даже показываем рост.
Еще она практика в строительной отрасли в 2017 году - перенос сроков сдачи объектов из-за снижения потребительского спроса. Первоначальные планы застройщиков корректировались на несколько месяцев. Это тоже, в свою очередь, повлияло на прогнозируемость продаж у нас как производителей, а также сказывалось на планировании производственных процессов и управлении складскими остатками.
—Кирилл, можете ли отметить позитивные тенденции минувшего года в отрасли строительства?
Высокая степень конкуренции оставила на рынке только сильных игроков. Прошло время компаний-однодневок. Это положительный фактор для нас, потому что мы понимаем своих соперников, их уровень, и можем рассчитывать на адекватные действия в рамках конкурентной борьбы.
Второй позитивный тренд состоит в том, что застройщики стали строже относиться к качеству строительства в определенных аспектах. Например, на большинство новых жилых объектов поставляются теплосчётчики. Контролирующие государственные органы тщательно следят за наличием узлов учета и документацией. Мы как производители не можем не отметить, что теплосчётчики SANEXT отвечают всем требованиям рынка и нормам законодательства.
Еще одна благоприятная тенденция 2017 года – стремление строителей сократить срок производства объекта и потребность в готовых инженерных решениях. Узловая сборка все больше востребована строительными организациями, ведь это ускоряет монтаж инженерной системы на объекте. Монтажники, получая уже готовое изделие, сократили скорость монтажа системы отопления в несколько раз. И мы довольны, что в свое время выбрали это направление и наладили свое производство по сборке готовых распределительных коллекторных узлов. И как показал минувший год, эти решения SANEXT все больше набирают популярность.
—Какие цели и задачи стоят перед командой САНЕКСТ в 2018 году?
Четыре года назад мы выбрали позиционирование САНЕКСТ как комплексного поставщика инженерного оборудования для отопления и водоснабжения. И сегодня эта концепция по-прежнему актуальна. Застройщики, имея опыт работы с нами по одному направлению, например, трубопроводной системе, выбирают САНЕКСТ как поставщика новых товарных групп – балансировочной арматуры, теплосчётчиков и др., потому что доверяют нашему бренду и знают, что получат конкурентоспособный продукт. Будем продолжать работу с ассортиментом в рамках этой концепции, чтобы обеспечить заказчиков полным перечнем оборудования, который требуется на объектах.
Второй вектор развития САНЕКСТ – совершенствование самих проектных решений. Сейчас мы обладаем значимым ресурсом в виде собственных инженеров-проектировщиков, которые осуществляют сервис по перепроектированию, консультированию проектных организаций, аудиту проекта и т.д. Для нас это ключевое направление развития. Спрос на услуги проектного отдела растет, мы в минувшем году в два раза увеличили штат специалистов. И тот опыт, который инженеры получили, работая с проектными организациями в Москве и Петербурге, будет распространяться и на регионы.
Также в планах на следующий год есть задачи, связанные с автоматизацией внутренних процессов и развитие онлайн каналов коммуникации. В этом мы видим потенциал и будем развивать эти направления.
Благодарим Кирилла Абрамова за интервью. Уважаемые читатели блога, поделитесь своим мнением и задавайте вопросы в комментариях.